Судовые грузовые устройства

Морские перевозки грузов занимают важное место в народном хозяйстве нашей страны. Грузооборот морского флота превысил 500 млрд. тонно-миль и продолжает расти. Уве­личение грузооборота сохранится и в будущем, поскольку во многих случаях грузовые перевозки возможны только морским или воздушным транспортом, а транспортировка морем обходится примерно в сорок раз дешевле, чем по воздуху.

Рост грузооборота морского транспорта достигается как за счет увеличения числа и тоннажа судов, так и за счет более эффективной их эксплуатации. В реализации второго из названных путей особое значение имеет совершенствование судовых грузовых устройств. Под термином «грузовое устройство» понимается комплекс механизмов, оборудования и конструкций, обеспечивающих погрузку и разгрузку судна. Состав элементов грузового устройства может быть самым различным и зависит в основном от того, какой именно груз транспортирует данное судно. Грузы, перевозимые морем, делятся на жидкие, навалочные, лесные и генеральные. В настоящем разделе основное внимание уделено устройствам, обеспечивающим обработку генеральных — штучных грузов, хотя некоторые из устройств могут использоваться и на судах, перевозящих лесной и навалочный грузы.

Читайте также:  Судовые шлюпки

Для классификации грузовых устройств можно использо­вать различные принципы: грузоподъемность, конструктивное оформление, способ установки на судне и т. п. В зависимости от целей классификации тот или иной признак может быть принят в качестве основного. Многообразие вариантов конструктивного оформления приводит к созданию конструкций, обладающих качествами нескольких типов грузовых устройств одновременно. Существуют конструкции, в которых грузовой комплект имеет все характерные черты стрелового устройства — закрепление стрелы на колонне большой высоты, размещение лебедок на специально выделенной грузовой площадке и т. п. Однако сама площадка вместе с колонной и механизмами имеет возможность перемещаться вдоль судна по направляющим, установленным на палубе.

В дальнейшем условимся считать стреловым грузовым вооружением только такие конструкции, оснастка которых связана с мачтой или колонной, неподвижно закрепленной на корпусе судна. С этой точки зрения грузовое устройство, о котором сказано выше, должно быть отнесено к кранам. Различие между устройствами непрерывного и периодического действия заключается в том, что устройства непрерывного действия создают безостановочный поток груза, а для устройств периодического действия характерен грузовой цикл по схеме: рабочий ход (перемещение груза) — холостой ход. На судах, перевозящих генеральный груз, применяют устройства периодического действия. Для их сравнительной оценки используют следующие критерии: грузоподъемность — максимальная масса безопасно поднимаемого груза; производительность — количество груза, передаваемого в единицу времени; распределительная способность — отношение площади, на которую грузовое устройство может поместить груз, к площади обслуживаемой им зоны.

Читайте также:  Основные элементы рулевого устройства. Классификация средств управления судном

К грузовому устройству, помимо требования максимальной производительности и распределительной способности, предъявляют следующие требования:

— грузовой механизм должен быть компактным, иметь малую массу и низкое положение центра тяжести;

— грузовой механизм должен работать при заданном Правилами крене и дифференте;

— управление механизмами не должно вызывать затруднений у персонала, а их обслуживание должно быть простым;

— подготовка грузового механизма к работе не должна занимать много времени;

— грузовое устройство должно отвечать общеинженерным требованиям, т. е. быть прочным, надежным, технологичным и экономичным.

Грузовое устройство характеризуется также числом рабочих движений. Рабочим движением будем называть обеспеченное механическим приводом перемещение груза в определенном направлении. У грузового устройства, неподвижно закрепленного на корпусе судна, могут быть три рабочих движения: подъем и опускание груза, перемещение груза при повороте стрелы вокруг вертикальной оси, перемещение груза при изменении угла наклона стрелы. Для устройств, перемещающихся по судну, добавляется еще одно рабочее движение — перенос груза, связанный с движением грузового устройства.