Конструктивные особенности легких и тяжелых стрел
Стрелы — самое известное грузовое средство на судах. Принципы классификации стрел различны. Так, в отечественном судостроении различают стрелы легкие и тяжеловесные. В Правилах Английского Ллойда стрелы делят на три группы: малой, средней и большой грузоподъемности. Существуют и другие принципы деления, однако в дальнейшем будем исходить из принятого в нашей стране деления стрел на две группы.
Учитывая, что наиболее приемлемым признаком классификации является грузоподъемность, легкими будем называть стрелы грузоподъемностью до 10 т, тяжеловесными — свыше 10 т.
Традиционные варианты оснастки легкой стрелы и стрелы- тяжеловеса
У легкой стрелы грузовой шкентель служит для вертикального перемещения груза, с помощью топенанта стрела изменяет вылет или удерживается с заданным углом наклона, оттяжками обеспечивается поворот стрелы вокруг вертикальной оси. Особенности оснастки различных вариантов стрел будут рассмотрены ниже. Признаком классификации стрел может быть число рабочих движений. Большинство легких стрел имеет два рабочих движения: подъем (опускание) груза и перенос груза в горизонтальной плоскости при повороте стрелы вокруг вертикальной оси.
Стрелы-тяжеловесы имеют третье рабочее движение — перенос груза при изменении угла наклона стрелы.
В последние годы появился термин «механизированные стрелы», который применяют как к легким стрелам, так и к стрелам-тяжеловесам, причем легкие механизированные стрелы имеют три рабочих движения. Особенностью механизированных стрел является то, что все три рабочие движения обеспечиваются механизмами, относящимися к оборудованию этой стрелы. У большинства механизированных стрел в оснастку вводятся трос или тали, выполняющие одновременно функции топенанта и оттяжек. Далее дано подробное описание конструктивных элементов стрелового грузового вооружения, способы работы, методика расчета прочности и устойчивости стрел и деталей оснастки. В связи с этим остановимся только на особенностях конструкций, появившихся в последние годы.